Общие сведения Сегодня практически нет отрасли промышленности, где бы не применялись асинхронные двигатели. Подавляющее большинство электромеханизмов, используемых, как в промышленности, так и быту, приводятся в действие при помощи электроприводов, в качестве которых выступают асинхронные электродвигатели. Это насосы динамические центробежные и объемного типа, это деревообрабатывающие и сверлильные станки, транспортеры, компрессоры, промышленные и бытовые электромясорубки, вентиляторы и многие другие. Причина обширности применения асинхронных двигателей объясняется надежностью, легкостью обслуживания, простотой конструкции, питанием от доступной сети переменного тока.
Разновидности асинхронных двигателей По конструктивному устройству различают два вида асинхронных электродвигателей: 1. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. 2. Электродвигатель с фазным ротором.
Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором В асинхронном двигателе две части. Первая неподвижная часть - статор, состоящий из сердечника и обмотки, вторая часть подвижная - ротор вращающийся, который также состоит из сердечника и обмотки. Обе части двигателя, статор и ротор разделяются воздушным зазором. Отличие обмоток статора и ротора функциональное, у статора обмотка считается первичной и подключается к сети, а у ротора обмотка вторичная. Статор состоит из корпуса со станиной, который изготавливается из алюминиевого сплава или из чугуна, шихтованного (собранного из тонких листов (0,35-0,5 мм) электротехнической стали с нанесенным лаковым покрытием) сердечника и трехфазной обмотки. Указанная толщина листов стали для сердечника позволяет уменьшить вихревые токи, возникающие в сердечнике под влиянием магнитного поля. Обмотка бывает в один слой (однослойная) или в несколько слоев (многослойная) и укладывается в продольные пазы (пазовая часть обмотки), находящиеся с внутренней стороны сердечника статора.
Ротор состоит из вала, сердечника с короткозамкнутой обмоткой. Сама обмотка ротора состоит из ряда алюминиевых стержней (иногда медных), располагающихся в пазах сердечника. С обеих сторон стержни замкнуты коротко замыкающимися кольцами. Сердечник ротора шихтованный, но в отличие от статора листы электротехнической стали покрываются тонкой пленкой окисла. Вал ротора вращается в двух подшипниках качения, расположенных в подшипниковых щитах.
Охлаждение асинхронного двигателя Для охлаждения асинхронных двигателей от перегрева, возникающего при его работе, используются вентиляторы, крепящиеся на двигателе и закрытые кожухом с отверстиями. В основном такой способ охлаждения достаточен для двигателей мощностью до 15 кВт. Для двигателей большей мощностью дополнительно предусмотрена внутренняя вентиляция, выполняемая с помощью "жалюзи" (специальные отверстия в подшипниковых щитах), или, в таких асинхронных двигателях поверхность выполняется в виде продольных ребер, увеличивающих общую площадь охлаждения.
Достоинства и недостатки двигателя с короткозамкнутым ротором Надежен, долговечен, прост в обслуживании, но у него ограничен пусковой момент из-за короткозамкнутых стержней короткозамкнутого ротора .
Асинхронный двигатель с фазным ротором Отличие двух разновидностей асинхронных двигателей в роторе. Ротор двигателя с фазным ротором более сложен по конструкции. На валу такого ротора крепится шихтованный сердечник с трехфазной обмоткой, у которой начала обмоток соединяются звездой, а концы обмоток присоединяют к контактным кольцам, которые, в свою очередь, располагаются на валу ротора и изолируются между собой и от вала. Для каждого кольца предусмотрены две металлографитовые щетки, которые служат для обеспечения контакта с обмоткой вращающегося ротора. Щетка располагается в щеткодержателе с пружинами, которые обеспечивают прижатие щетки к контактному кольцу
Достоинства и недостатки двигателя с фазным ротором Менее надежен, чем с двигатель с короткозамкнутым ротором, но имеет более лучшие регулировочные и пусковые характеристики.